Scientific journal
Scientific Review. Historical sciences

THE ICONIC IMAGE OF THE "HOLY MOTHER OF GOD OF PIROGOSHCHA"» IN THE WORD ABOUT IGOR'S REGIMENT

Omelchenko V.V. 1
1 JSC " MIC " NPO Mashinostroeniya»
From a system standpoint of the General theory of classification and systematization carried out a comprehensive analysis of the iconic image of "the Holy virgin pirogoshcha" written monument of Russian culture; it shows the contradictions of its interpretation (interpretation) from the standpoint of the Christian tradition against the background of ancient polytheism in the translation of the original ancient text of the monument over the last century; the analysis of the ancestral roots of the considered iconic image and analyzed the relationship syllabic ancestral roots of a compound word of "Piropos" with the names of gods and goddesses in history of the Indo-European community. Considered a reflection of the iconic image of the great Mother in the sacred symbolism of the different countries of the Indo-European community, the proposed relationships iconic image of Russian virgin pirogoshcha in the sacred tetrad (daizy of dvoc) worlds of Reality and Navi and glory and rights. Other investigated characteristics, properties and meanings of the sacred nature of the iconic image, in order to identify its essence; the conclusion is made about the affiliation of the image under consideration written monument to the single image in the history of the Indo-European community – the great Mother of the World and conducted his study. All this together allows us to recognize the true images and offer a new version (hypothesis) of the interpretation of the iconic image of the "Holy Virgin of Pirogoshcha" in the written monument "The Word of Igor's Regiment".
theotokos
polytheism
image
written monument
ancestral root
meanings
countries of the indo-european community
traditions (christian
old russian
vedic)

Введение. В золотом слове русской литературы «Слове о полку Игореве» (далее – Слово…») образно, с уважением и поэтично представлено древнерусское многобожие, отраженное в древней истории стран индоевропейской общности (ведическая традиция). В этом письменном памятнике, несмотря на его небольшой объем, удивительно гармонично и системно используются имена основных древнерусских богов (Бог Всевышний, Даждьбог, Велес, Троян, Див, Хорс, Стрибог, Солнцебог) и богинь (Карна, Желя, Лада, Нави, Богородица Пирогощая) [1]. Последней из упоминаемых богов и богинь является знаковый образ «Святая Богородица Пирогощая», на которой, по сути, завершается повествование этого гениального произведения: «Солнце светится на небе – Игорь князь в Русской земле; девицы поют на Дунае. Игорь едет по Боричеву ко Святой Богородице Пирогощей. И страна рада, и города веселы» [2].

Таинственный образ «Святой Богородицы Пирогощей» и сегодня представляет собой загадку. Одни переводчики и интерпретаторы «Слова…», начиная с XIX века по настоящее время, в лучшем случае оставляют этот образ без толкования (интерпретации), другие – относят этот образ к христианской Богородице. Так, например, В.Ф.Миллер утверждал: «Для насъ авторъ "Слова" христiанинъ, не признающий языческих богов» [3, стр.71].

Традиционно под образом «Святая Богородица Пирогощая» понимается церковь Успения Богородицы Пирогощи – христианский православный каменный храм, сооружённый в Киеве возле Подольского торжища князьями Мстиславом и Ярополком, сыновьями князя Владимира Мономаха. Согласно русским летописям (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи), храм построен в 1132—1136 годах. Однако, принятие рассматриваемого образа в христианской традиции, вызывает множество вопросов, на которые нет аргументированных и обоснованных ответов, что ведет к противоречиям в его толковании. Столь необычное для христианской традиции название «Богородица Пирогощая» представляет для исследователей как прошлых веков, так и настоящего времени неразрешимую загадку.

Целью исследования является комплексное рассмотрение и дешифровка (распознавание) знакового образа «Святой Богородицы Пирогощей» в письменном памятнике русской культуры «Слово о полку Игореве».

Методы исследования: общая теории классификации и систематизации объектов, процессов и явлений реальности (мира, действительности, бытия) [4, 5].

Основная часть.

Боричев взвоз, по которому едет князь Игорь к «Богородице Пирогощей», – это та «гора», на которой, по Нестору [6], «сидел» Кий (а ещё на двух горах «сидели» братья его Щек и Хорив). Место это было, по Татищеву, самое высокое, с далёким видом на Днепр, и было оно ритуально-обрядовым. Именно в этом священном месте (Пирогощем) стоял «кумир Перуна» – образ древнерусского бога Перуна, других богов и древнерусской богородицы Макоши.

Имена «Пирогощая» (имя Богородицы) и «Пирогост» (имя священного места древних русов) – состоят из двух древнерусских родовых корней ПРъ и ГЩъ (ГСТъ), которые образуют большое количество групп, подгрупп и слов, строго упорядоченных в классификационную подсистему слов русского языка. Однако, разгадка сложного слова «пирогощ» требует поиска не обычных бытийных, а сакральных образов и смыслов его родовых корней, которые определим в виде:

?ПР – первый (изначальный, изразовый, истоковый, первичный).

?ГЩ (ГСТ) – материнское (принимающее и дающее) начало, в том числе: сострадание, милосердие, благоденствие, гостеприимство, радость, любовь, забота)

В соответствие с этим, предложим и рассмотрим схему взаимосвязей слоговых родовых корней сложного слова «Пирогощ» с именами богов стран индоевропейской общности (рис.1).

Рис.1. Схема взаимосвязей слоговых родовых корней сложного слова ПИРОГОЩАЯ с именами богов стран индоевропейской общности

Первый родовой корень ПРъ сложного слова «Пирогощ» тождественен имени древнерусского бога ПР(Н)ъ – Перуна, ведь образ Перуна стоял именно на этом священном месте с самого начала построения града Киева. Весьма интересен и тот факт, что первая часть имени «пиро» на греческом языке означает «огневое» – все тот же Громовержец Перун – бог войны древних русов. Второй родовой корень ГЩ (ГСТ)ъ часто встречается в древнерусских именах древнерусских или славянских вождей: Ардагаст, Калагаст, Пирогаст, Радегаст, что видно их византийских источников.

В древнерусском многобожии Радегаст (Радогост, Радогощ, Радагаст, Радигаст, Сварожич-Радгост) – западнославянский бог, сын Сварога [7]. Он упоминается различными латинскими авторами, а также средневековые хронисты описывают храм Радегаста в Ретре, главном городе племени ратарей. Гельмольд в «Славянской хронике» (1167—1168), назван богом земли бодричей. Радегаст и по внешнему виду, и по своему функциональному предназначению очень близок богу войны древних германцев и скандинавов [8].

Вторым принципиальным признаком рассматриваемого знакового образа «Слова…» является его принадлежность к сакральному понятию «Богородица», что требует рассмотрения указанных образов не только в христианской традиции, но и в более древних традициях стран индоевропейской общности. С этой целью сравним образы и смыслы имен русской Богородицы Пирогощей с критскими богинями:

?Прамахос (Пра/махос) – Великую Мать богов, состоящей из древнерусских родовых корней ПРъ (первая) и МаХС (мать);

?Пуркиси (Пур/киси), состоящей из древнерусских родовых корней ПРъ (первая) и КСъ (коса, дева). Во дворце в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих Прамахос — Великую Мать богов, повелительницу змей, которую всегда изображали с поднятыми вверх руками. Змеи считаются символом подземного царства, а богиня Мать-Земля повелительницей змей.

Великие Богини-Матери (Богоматери) весьма часто встречаются в археологических находках на территории современной России, начиная с времен палеолита (рис.2).

Изображение ведической (ныне – языческой) богини Матери Скифии (Древней Руси), держащей в поднятых руках змей и диких зверей мы находим на многочисленных золотых бляшках во всех скифских курганах (рис.2 Б), а также в элементах традиционной древнерусской вышивки на одежде и ритуальных славянских рушниках.

В древности, особенно на Кавказе, существовал обычай ритуального радушия и гостеприимства-побратимства народов, который назывался древнегреческим словом проксения (пр/о/ксения) – общественное гостеприимство. Второе слово Ксения на древнегреческом означает гостеприимство, на древнерусском – имя Ксения. Всего канонизированных святых Ксений – семеро, в том числе: Миласская, Петербургская, преподобная царица Ксения и др.

В сакральном смысле имя бога Пирогощ известно в древнерусской традиции как одного из осенних ликов Даждьбога, ответственного за осенний период времени в древнем календаре. В историческом смысле известен один из выдающихся военных предводителей древних русов с именем Пирогост, который воевал на Дунае и Балканах. Это тот самый Пирогост, который отрезал вторжение через Дунай к древним русам (славянам) византийской армии под командованием полководца Петра, погиб в 597 году и был погребен в Киеве. Возможно, поэтому указанное священное место в Киеве именуется Пирогощим [9].

Таким образом, древнерусские слова ПРГСТъ или ПРГШъ – в разные исторические времена и эпохи могли означать богов и богинь, святых, великих русских полководцев, священные места, священные предметы (иконы). Так, например, ПРГСТъ (ПРГШъ) – древнерусское имя священного места в граде Киеве, которое может иметь следующие образно-смысловые значения к его носителю: «Первопришедший», «Первоявленный», «Огнепришедший» и т.д. В Повести временных лет (Лаврентьевская летопись) при ведическом (ныне «языческом») княжении Владимира в Киеве (Киевская Русь), первым среди древнерусских богов был Перун, а среди древнерусских богинь первой и единственной – Мокошь [10, стр.111].

Великая Мать - змееногая богиня скифов. Курган Куль-Оба (Керчь)

А) Б)

Рис.2. Великие Богини-Матери (Богоматери)

А)территория современной России палеолит [79(2), стр. 103]

Б)Скифия (Древняя Русь) Курган Куль-Оба (Керчь)

Обратим внимание на истоковые родовые корни слова первый или ПР(В)ъ, в именах первого бога Перун – ПР(Н)ъ и богородицы Пирогощая – ПР(ГЩ)ъ, храм которой был построен в Киеве на месте где была первая и единственная богиня Мокошь. В живом великорусском языке сохранилось слово «перший» с родовым корнем ПР(Ш)ъ.

Кто у нас был на Руси Перший или «Первопришедший» с благою вестью?

В живом великорусском языке ПЕРШИЙ – это ряз. вор. смол. пск. счетом первый; - старший, главный. Перши нареч. наперед, прежде, сперва, сначала; - во-первых. Першина ж. первинка, новинка, что сталось впервые [12].

Согласно русским летописям, Христа на Руси приняли от Первого апостола – Андрея Первозванного. Русский летописец и историк Киевской Руси преподобный Нестор в Повести временных лет утверждает, что Андрей Первозванный осветил великие города Руси (Скифии): Киев и Новгород, «благословил их и поставил крест» [6, 10, стр.60]. Эти исторические факты отражены и в Русском хронографе в обеих его частях [11]. Так и «пошел по Днепру вверх – говорят русские летописи (преподобный Нестор) об Андрее Первозванном – и прибыл к словенам, где ныне стоит Новгород» [10, стр.60]. Так и нес по всей Руси («земле Трояна» или Троянской Руси-Скифии) истинную веру самый верный Первый ученик и Первый апостол Иисуса Христа Андрей Первозванный.

Это уже потом, спустя столетия, в другую эпоху с начала царствования династии Рюриковичей наследница Троянской Руси (Великой Скифии) – Киевская Русь была крещена другою, уже искаженною христианскою верою. Эта вера уже не истинная, не единая, ибо разделенная сама в себе церковными догматами, как говорит Повесть временных лет пришла на землю Русскую к нам от «лукавых греков». И крестил Киевскую Русь огнем, и мечом этой разделенной самой в себе некогда единой христианской веры далеко не «святой», а грешный князь Владимир. Ибо как говорят русские летописи, «был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны [10], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц» [10, стр.112]. Да и смертный грех Каина-братоубийцы был на Владимире, которого в последствии канонизировали в христианского «святого».

Независимо от рассматриваемых версий распознаваемых знаковых имён-образов «Пирогост» и «Пирогощая» следует отметить главное:

1)оба эти весьма почитаемые в Киевской Руси имена не имеют отношения к христианской традиции и берут свои истоки в ведической (ныне «языческой») старине – древних русов;

2)анализ родовых корней знакового образа «Пирогощая» и их взаимосвязей, а также рассмотрение его других ключевых признаков сакрального характера (Бог/Род), позволяет сделать вывод, о принадлежности рассматриваемого образа к единому образу в истории стран индоевропейской общности – Великой Матери Мира.

Таким образом, «Святая Богородица Пирогощая» – это не образ христианской еврейки Девы Марии. Это скорее знаковый образ древнерусской Богородицы – Матери Мира Лады, Матери СВА (на санскрите «Сама Матерь» – Великая Матерь), знаковый образ которой представлен практически во всех древних странах (рис.3). Богиню Лада многие исследователи относят как богородицу к первобогам или верховным богам Древней Руси, в частности В.Н.Дёмин, который внешний облик её описания сводил к следующему: «Молодая прекрасная женщина с золотоцветными волосами и венком из роз, одетая в русскую одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за руку держащая младенца – бога любви Леля» [8, стр.384]. Согласно ведической (древнеарийской) традиции (Ригведа, Махабхарата), бог Индра был рождён богиней, которая в пантеоне богов народов индоевропейской языковой семьи соответствует своему праистоку – Матери Мира гиперборейской богине Матери СВА – Матери Премудрой. В ведической традиции с одной стороны она "небесная Сарасвати, созданная с небес" – богиня мудрости и красноречия ("Махабхарата"). С другой стороны, она Матерь (эзотерически - утроба мира) с именем ведийской Адити – Арани (санскр.), которая имеет разные Лики-имена: "Матерь Знания", "Матерь СВА", "Матерь - Богиня", "Матерь богов" (на санскрите Дэваматри). Её знаковым символом является беспредельное и безграничное пространство [13, 14].

Рис.3. Отражение знакового образа Матери Мира в сакральной символике разных стран

Знаковый образ Матери СВА весьма основательно и многопланово представлен в Велесовой книге – письменном памятнике мировой культуры, прежде всего, как знание (мудрость), связанное с предвидением и предсказанием будущего.

В «Слове о полку Игореве» неоднократно упоминается знаковый образ «Святой Софии», который несет в себе некие сакральные негативные образы и смыслы, что как бы подчеркивает определенные отрицательные последствия тех или иных деяний и событий старины. Первое упоминание «Святой Софии в Киеве» – использовано при раскрытии междоусобицы на Руси (13 часть текста – «Признак Каина на земле Трояна»). Второе упоминание «Святой Софии в Полоцке» – использовано при описании неправедных (лукавых) деяний Всеслава-князя, за которые ему «суда Божиего не миновать» (31 часть текста – «По делам своим – судим будешь») [1].

Так какие же смыслы скрыты за сакральными образами «Святая София» в Киеве и Полоцке?

В христианстве пострадали за веру и канонизированы разные Софии: Египетская, Римская, Суздальская, Суцкая, Шамординская, при этом святых Римских Софий две: вдова София (II век н.э) и девушка София (IV век н.э.). Cведения о святой вдове Софии и её дочерях отсутствуют в древнейших мартирологах и первые свидетельства их почитания относятся к VII веку, так по мнению болландистов, эти мученицы являются персонификацией христианских добродетелей, а не реальными личностями[7].

Действительно, давайте задумаемся: почему самый главный храм Киевской Руси назван не в честь первых знаковых лиц или символов христианства, например Троицы, Иисуса Христа или, наконец, христианской Богородицы, а в честь одной из нескольких тысяч канонизированных святых – некой полузабытой римской вдовы-мученицы далеко не первого ряда – Римской Софии? (рис.4 А).

В современном месяцеслове РПЦ, согласно исследованию священника Сергия Бегияна, опубликованному сайтом Православие.ru, всего 5008 святых (посостоянию нафевраль 2014 года).2575 из них – это святые непосредственно Русской церкви. Более того, а почему главный храм византийского православия (восьмое чудо света), а также главный храм Болгарии (в честь коего названа столица!) названы в честь все той же мученицы вдовы Софии? (рис.4 Б). И это всё в честь женщины, которая якобы жила в Риме при императоре Адриане, которую, как и сотни других в то время, пытали и умертвили вместе с детьми за исповедание христианской веры и отказ поклониться римским богам (Диане, Тривии).

А) Б)

Рис.4. Соборы Святой Софии:

А)г. Киев, Киевская Русь (ныне Украина), построенный в первой половине XI века н.э.

Б)г. Константинополь (ранее Византий, Царьград, ныне г. Стамбул, Турция), построенный в IV и перестроенный после пожара в VI веке н.э.

Обратим внимание читателя, на то, что все выше названные соборы «Святой Софии» сегодня уже не принадлежат Руси (Российской Федерации), а главный храм византийского православия (Константинополь) превращен в Большую мечеть Айя-София (Стамбул). Не об этом ли нам вещает великий русский поэт, сердцем ощущая ложь и подмену истинных родовых понятий и сакральных образов родной веры на ложные, чужие, обращаясь к великому художнику Рафаэлю («Кто знает край...». А. С. Пушкин):

Забудь еврейку молодую,

Младенца-бога колыбель,

Постигни прелесть неземную,

Постигни радость в небесах,

Пиши Марию нам другую,

С другим младенцем на руках.

Знаковый образ «Святая Богородица Пирогощая», приведенный в «Слове о полку Игореве», это Великая Мать Мира – Богиня Пресвятая Богородица, Царица Небесная, известная в Древней Руси. В ведической традиции этот знаковый символ мог нести собирательный образ древнерусской Матери СВА, Богини-Матери – хранителя семьи, дома, рода земли Русской с одной стороны, Богиня, рождающая богов, с другой стороны. Великая Богиня-Матерь из мира Прави проявляется на разных этапах человеческого бытия в мирах Яви и Слави через свои Лики, которые несут в себе частные функциональные образы древнерусских богинь: Лели, Роженицы, Жели, Татьяны, Берегини, Мокоши (Доли, Недоли), Кармы, Карны (рис.5).

Рис.5. Схема взаимосвязей знакового образа русской богородицы ПИРОГОЩЕЙ в сакральной четверице (двоицы-двоиц) миров Яви и Нави, Слави и Прави

Леля – богиня Весны, Любви, Возрождения. По древнерусскому календарю её праздник – 22 апреля. Имя – по глаголу лелеять, ухаживать, беречь телеса (тело), которое храм для духа (души). Совместно с богиней Роженицей функционально курируют энергетику телесного состояния – первый физический уровень или первый функциональный элемент тризны материи - тело (телесный уровень) [15]. Желя – функционально курируют энергетику чувственного состояния, составляющую основу получения знаний – второй физический уровень или второй функциональный элемент тризны материи – чувства (чувственный (эфирный) уровень) [15]. Татьяна – функционально курирует энергетику эмоционального состояния. Это третий физический уровень, которым завершается троицей видов физического уровня или третий функциональный элемент тризны материи – эмоции (астральный уровень) [15]. Берегиня – по глаголу беречь, сохранять. функционально курируют энергетику информационно-мысленного состояния – первый духовный уровень или первый функциональный элемент тризны души – сознание (ум, разум, интеллект) [15]. Мокошь – богиня судьбы с двумя ликами: Доля (счастливая) и Недоля (несчастливая). Функционально курируют энергетику информационно-понятийного состояния – второй духовный уровень или второй функциональный элемент тризны души – знание, ведание [15]. Карма – богиня воздаяния за деяния, совершенные при жизни. Воздаяние – окончательное действие по глаголу воздаять и самый предмет, возмездие, кара, награда [12]. Функционально курирует энергетику информационно-мировоззренческого состояния причинно-следственных связей – третий духовный уровень или третий функциональный элемент тризны души – мировоззрение [15]. Карна – богиня воплощения (карнация) человеческих душ, функционально курирует энергетику духовного состояния – четвертый комплексный духовный уровень или комплексный функциональный элемент души [15].

В реальном мире Яви и духовном мире Слави древнерусский человек видел и ощущал функции (те или иные Лики) Богородицы (Матери-Мира) в образе завершенного цикла-круга (коло) или витка спирали бытия от любви и рождения нового человека (покровительство богинь Лели и Роженицы) до его физической смерти и перехода в мир иной (под покровительством богинь Кармы, Карны и Мокоши).

В этом повторяющемся цикле-круге бытия в соответствии с правилами числоведения (древнерусской науке о числах) каждому его этапу изменения соответствовало покровительство определенной богини, реализующее соответствующую задачу и функцию (Лик) Богородицы или Матери Мира. Приведем лишь один пример глубокого понимания и образного, поэтичного описания покровительства самой первой богини (бога) любви в судьбе человека в знаменитом произведении великого поэта: «Все смолкли, слушают Баяна: и славит сладостный певец Людмилу-прелесть, и Руслана, и Лелем свитый им венец».

Каждый человек – индивидуален и не повторим в своём земном бытие мира Яви, это очевидная истина. Но в нем есть, прежде всего, духовные качества, которые по своей сути, не индивидуальные, но так высоко чтимые как: любовь, верность, честь, доброта и т.д. У каждого из нас мама, матушка и образ матери – это святой и обязательно любимый образ! Этот образ разносторонний и многогранный. В разных случаях мы видим разные его проявления, разных богинь-ангелов, которые так гармонично сочетаются в этом удивительном человеке, давшему тебе жизнь, называемым таким простым и важным русским словом – мама. Разве может кто-либо любить своего сына больше чем родная мать? Пожалуй, никто, кроме Бога Всевышнего – Отца Небесного. Так что наш герой Игорь внук Даждьбога, едет не к чужой римской мученице Софии и не к своей новоиспеченной мачехе христианской Богородице – иудейке деве Марии, которая по хотению (похоти) князя Владимира, только что пришла от «лукавых греков» на землю Русскую в лето 6496 по русскому календарю или в 988 году по римскому (юлианскому) календарю.

Русский князь Игорь – не библейский «раб Божий», а внук самого Даждьбога едет по Боричеву к своей родной русской Матери-Богородице, Матери Мира СВА – «ко Святой Богородице Пирогощей». Вот почему «и страна рада, и города веселы» на земле Русской, земле Трояна!

В этом гениальном произведении, по сути, описана и предсказана судьба нашего, Богом хранимого Отечества. Как в капле воды, отражается его величество Океан, так и в образе Игоря, в его судьбе – мы видим прошлое, настоящее и будущее Руси. Пройдут темные «времена Трояна», пройдет и библейский «настоящий лукавый век». Закончится «ночь Сварога» и наступит согласно закона циклического изменения реальности «день Сварога», значит вновь наступят «времена счастливые» для Святой Руси, для всех русских людей, для всего человечества.

Выводы. Таким образом, комплексное рассмотрение и дешифровка (распознавание) знакового образа «Святой Богородицы Пирогощей» в письменном памятнике русской культуры «Слово о полку Игореве», позволяет отнести этот образ к прообразу древнерусской Богини Богородицы – Великой Матери Мира. Всё это в комплексе позволило распознать истинные образы и предложить новую версию (гипотезу) толкования знакового образа «Святой Богородицы Пирогощей» в письменном памятнике «Слово о полку Игореве».