12 Соловьев Б.С. Балановская культура (краткий историографический очерк) // Финно-угроведение. 2016. № 1 (55) С.11-18.
Введение. Каменные топоры различных типов – клиновидные кремнёвые и каменные (каменные кельты по европейской терминологии), сверлёные топоры и сверлёные топоры-молотки – важная составляющая погребального инвентаря бронзового века (в особенности раннего и среднего) и, помимо этого, частая разновидность так называемых «случайных находок», сделанных рыбаками, фермерами, дачниками, военными поисковиками и т.п. Эти орудия способны служить отличными культурными маркерами. Однако для территории Среднего течения рек Десна и Ипуть, в отличие от лежащих к северу и востоку областей расселения носителей фатьяновской и балановской культур, такие находки почти не систематизированы. Между тем анализ такого корпуса источников способен пролить свет на особенности культурной и этнокультурной динамики региона в бронзовом веке. И здесь играет роль то, что на фоне широко распространенных, как территориально, так и хронологически типов каменных клиновидных и сверлёных топоров (в частности, так называемые «фатьяновские топоры», коротколопастные обушковые топоры общеевропейского типа А), выделяются серии изделий, характерные для иных культур раннего бронзового века и пережиточного неолита Европы. Они, как и фатьяновская, балановская и среднеднепровская культуры, связаны с культурным единством шнуровой керамики, идентифицируемым большинством исследователей с древними индоевропейцами, еще не разделившимися на германские и балтские племена.
Цель исследования состоит в выявлении и анализе групп топоровидных каменных изделий раннего бронзового века на территории бассейнов среднего течения Десны и Ипути, способных указать на истоки и направление культурных импульсов в регионе.
Материал и методы исследования. Методологической основой работы являлись сравнительно-типологический и картографический методы исследования. Основной материал представлен случайными находками каменных топоров, и находками, сделанными в ходе археологических раскопок, хранящимися в фондах и экспозициях Государственного Исторического музея (Москва), Брянского государственного краеведческого музея, Мглинского, Суражского, Новозыбковского, Унечского краеведческих музеев (Брянская область РФ), а также в собраниях коллекционеров древностей. Находки сделаны на территории Брянской области и юга Смоленской области РФ. Среди них наиболее интересны:
1. Клиновидный черешковый топорик Борисово-Лепельского типа. Длина 12,7 см (в том числе черешок 4,5 см), максимальная ширина 5 см, длина лезвия – 4 см, толщина 2,5 см. Серый камень, шлифовка. Место находки – Новозыбковский район, вероятно долина Ипути. Новозыбковский краеведческий музей, экспозиция (Рис.1: 1).
Рис.1. Каменные топоры раннего бронзового века верхнего Поднепровья и Подвинья.
1-4 – черешковые топорики борисово-лепельского типа; 5-8 – втульчатые сверленые топоры-молотки. 1-2 – близ г. Новозыбков Брянской обл.; 3-4 – близ г. Сураж Брянской обл.; 5 – курганный могильник Белынец (раскопки В.В. Кропоткина); 6 – р. Десна, г. Десногорск Смоленской обл.; 7 – с. Германавичи Витебской обл.; 8 – близ г. Мглин Брянской обл. 1, 2 – Новозыбковский краеведческий музей; 3, 4 – Суражский краеведческий музей; 5 – Государственный исторический музей, Москва; 8 – Мглинский краеведческий музей; 6-7 – частные коллекции. №7 – без масштаба.
2. Клиновидный черешковый топорик Борисово-Лепельского типа. Длина 10 см (в том числе черешок 4 см), максимальная ширина 5 см, длина лезвия 4,5 см, толщина 2,6 см. Серый камень. Новозыбковский район, бассейн Ипути. Новозыбковский краеведческий музей, экспозиция (Рис.1: 2).
3. Клиновидный черешковый топорик Борисово-Лепельского типа. Длина 9 см (в том числе черешок 4 см), максимальная ширина 5 см, толщина 2,5 см. Серый камень. Место находки – Суражский район. Суражский краеведческий музей, экспозиция (Рис.1: 3).
4. Клиновидный черешковый топорик Борисово-Лепельского типа. Длина 10 см (в том числе черешок 4,8 см), максимальная ширина 5 см, длина лезвия 4 см, толщина 2,5 см. Серый камень. Суражский район. Суражский краеведческий музей, экспозиция (Рис.1: 4).
5. Сверленый втульчатый топор-молоток с плоской лобной частью. Длина 17,5 см, ширина 6 см, толщина 4,5 см, диаметр проушины 2,3 см. Высота втулки 1 см. Мглинский район. Мглинский краеведческий музей (Рис.1: 8).
6. Сверленый втульчатый топор-молоток с плоской лобной частью. Длина 15,5 см, ширина 7 см, толщина 4,3 см, диаметр проушины 2,5 см. Высота втулки 1 см. Найден в 3 км от г. Десногорск на р. Десна, Рославльский район Смоленской области. В частном собрании (Рис.1: 6).
7. Сверленый втульчатый топор-молоток с плоской лобной частью и округлыми щечками. Длина 13 см, ширина 6,5 см, толщина 4 см, диаметр проушины 2,5 см. Высота втулки 0,9 см. Суражский район. Суражский краеведческий музей, экспозиция.
В качестве сравнительного материала привлекались материалы с территории Беларуси [1, 2, 3], Литвы, Латвии, Эстонии и Северо-Западной и Центральной России [4], .опубликованные в научных работах и в сети Интернет [5, 6, 7]
Результаты исследования и их обсуждение. Речь пойдет вначале о так называемых каменных клиновидных черешковых топориках Борисово-Лепельского типа (иногда в литературе их называют просто Лепельскими [8, C.256]). По материалу и технике изготовления, черешковые топоры близки к каменным шлифованным клиновидным топорам, являясь развитием этого типа орудий, возникшего, в свою очередь, на Прибалтийских территориях [8, с.256]. Об этом свидетельствуют многочисленные переходные формы, например, из Елгавского музея истории и искусств им. Гедерта Элиаса (Латвия) JVMM II–7 [6]. Само название по городам Борисов и Лепель указывает на территорию их наибольшей концентрации и, соответственно, зону вероятного генезиса. Это ландшафтная провинция Белорусское Поозерье (в широком физико-географическом смысле) с молодым ледниковым рельефом и обилием озёр, часть из которых в настоящее время превратилась в торфяники. Находки черешковых топориков многочисленны в бассейне Западной Двины - Даугавы: в северо-восточной Беларуси (север Минской и Витебская области), на северо-западе Смоленской и крайнем юге Псковской областей РФ, в восточной Литве и юго-восточной Латвии, особенно в округе Даугавпилса. Выявлены находки и в Могилёвской области [3, с.146, Рис.4, 22-27]. Многие относятся к категории случайных находок, но их зона концентрации вполне совпадает с основным ареалом северо-белорусской культуры позднего неолита – раннего и среднего бронзового века [9; 10] (Рис.1).
Рис.1. Распространение некоторых видов каменных топоров на территории Верхнего Поднепровья и Верхнего течения Западной Двины (Даугавы). 1 – клиновидные черешковые каменные топорики Борисово-Лепельского типа. 2 – каменные сверленые втульчатые топоры-молотки с высокой втулкой (тип Вт1 по Д.А. Крайнову [8]).
Западней, в Понёманье, в области распространения местной культуры шнуровой керамики, такие топорики представлены лишь тремя экземплярами [2, с.134, Табл.89: 4, 5, 7], а в северной Латвии, Эстонии и на Северо-Западе России они практически отсутствуют [11]. Мизерно их число (и тоже в виде случайных находок) и к востоку – в фатьяновском ареале в Волго-Окском бассейне (согласно подробным сводам Д.А. Крайнова всего по экземпляру в Ярославской, Ивановской и Тверской областях и два в Костромской).
Лишь на ранних памятниках балановской культуры, близкой к фатьяновским древностям, (средняя Волга, Волго-Камье и нижняя Ока) [12] лепельские топорики представлены относительно небольшой серией. Возможно, что первая волна миграции носителей традиций шнуровой керамики и боевых топоров из Балтийского региона в Поволжье, пройдя сквозь ареал северо-белорусской культуры, вовлекла в движение часть этого автохтонного населения, поначалу отчасти сохранившую прежние традиции. Компактность размещения большинства находок лепельских топориков в нижнем течении Свияги [13, с.80] может косвенно свидетельствовать о том, что мы имеем дело с неким относительно компактным этнокультурным вкраплением.
В комплексах среднеднепровской культуры черешковые топоры не наблюдаются вовсе, но, как показали данные Я.Г. Риер [3] и наши исследования, в её ареале присутствуют как серия случайных находок. Можно думать, что они попадали сюда напрямую из лежащей непосредственно к северу и северо-западу территории племен северо-белорусской культуры. Свидетельство это межплеменного обмена или военных стычек, сказать пока трудно.
Конечно, очень сходные по форме и технике топорики распространены в неолите и бронзовом веке Азии от Сибири, Забайкалья и Приморья до Камбоджи включительно, имеются они и у более позднего населения Аргентины (Кунсткамера, МАЭ № 1392-6) и других территорий Нового Света. Это одно из множества свидетельств конвергенции в силу ограниченности технологических приемов. Однако ареал распространения лепельских топориков от Литвы до Среднего Поволжья безусловно един и связан с одним этнокультурным явлением, детали которого еще предстоит уточнить.
Еще одна группа каменных шлифованных изделий, свидетельствующих о северо-западных культурных импульсах в раннем бронзовом веке в Ипутско-Деснянском регионе – это втульчатые сверлёные топоры – редкие формы в ареалах фатьяновской и среднеднепровской культур [8, c.46-48]. Эти топоры не одинаковы не только по их форме, но и (и это в данном случае главное) по размерам самой втулки. В изученных музейных фондах и опубликованных материалах раскопок курганного могильника Белынец, проводившихся В.В. Кропоткиным и И.И. Артёменко [14] есть несколько топоров со слабовыраженной втулкой (Рис.1: 5), порой представляющей собой лишь небольшой валик вокруг проушного отверстия (как, к примеру, на топорике из погребения Куракин Бор с территории Брянска). Несколько такие же топоров со слабовыраженной втулкой встречены и в виде случайных находок на Десне и на Судости. Однако, такую форму мы, вслед за Д.А. Крайновым [8], считаем остаточной, ставшей последствием влияния изготовителей ранних выразительных втульчатых топоров. Эти топоры с четко оформленной, сильно выступающей втулкой совсем не встречаются в пределах московско-клязьминской и верхневолжской групп фатьяновскпх памятников. Не были они известны и на территории Деснинской группы памятников Среднеднепровской культуры. Д.А. Крайнов указывает на вероятное место зарождения этих ранних форм сверленых топоров на востоке Балтийского региона – на территории современных Латвии, Литвы, юго-запада Эстонии, и северо-запада Беларуси [8, с.56]. Здесь они известны как в виде многочисленных случайных находок, так и на памятниках Висло-Нёманской (Жуцевской) культуры шнуровой керамики. Северней на территории Эстонии, части Северо-Запада России, а также Финляндии и Скандинавии распространен иной основной тип – ладьевидный топор, иногда в изящной переходной форме с втулкой – как архаичной выраженной, так и деградирующей, остаточной. От втульчатых топоров этот тип, по-видимому, и происходит [4, 10].
Именно потому привлекли наше внимание три типичных ранних втульчатых топора – случайная находка на р. Десна близ г. Десногорск (Рис.1: 6) и из собрания Мглинского (Рис.1: 8) и Суражского краеведческого музеев. Они вполне соответствуют облику аналогичных топоров из основного ареала их распространения (Рис.1:7). Наличие этих находок, во-первых, позволяет наметить возможные пути контактов автохтонного поздненеолитического и энеолитического населения с культурами шнуровой керамики еще до прихода среднеднепровских племён. Во-вторых, находки топоров с сильно выступающей втулкой на верхней Десне и Ипути могут уточнить возможные пути ранней волны миграций, породившей в Среднем Поволжье пласт балановских древностей.
Что касается классических ладьевидных топоров (обычно с остаточной слабо выступающей формой втулки) – их присутствие на Десне и Ипути также отмечено, хотя и невелико: это в первую очередь курганный могильник Белынец, грунтовый могильник Чернетово и несколько случайных находок в Брянском, Клетнянском районах Брянской области. Нам представляется, что их появление хронологически следует уже за рассмотренными выше черешковыми топориками и втульчатыми сверлеными топорами балтийского типа.
Выводы. Рассмотренные находки свидетельствуют, что в ранней и средней поре раннего бронзового века, когда территория Среднего Подесенья и среднего течения Ипути только начинала осваиваться носителями среднеднепровской культуры, а возможно и ранее, имели место культурные импульсы, исходящие с территории Балтиийского региона и Северной Беларуси, возможно связанные с ранними миграциями протофатьяновских племён на восток. Под культурными импульсами мы, в свете новейших исследований генома людей бронзового века [15] подразумеваем преимущественно динамичные миграции, а не диффузию идей и традиций.
Опыт показывает, что детальное изучение коллекций провинциальных музеев, в том числе «случайных находок» может способствовать уточнению наших знаний о распространении древностей различных периодов и ареалов древних племён и культур.
Библиографическая ссылка
Чубур А.А., Шафенкова Ю.В. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИМПУЛЬС В РАННЕМ БРОНЗОВОМ ВЕКЕ СРЕДНЕГО ТЕЧЕНИЯ ДЕСНЫ И ИПУТИ // Научное обозрение. Исторические науки. – 2020. – № 1. ;URL: https://science-history.ru/ru/article/view?id=94 (дата обращения: 23.11.2024).